Зенера Заитовна, воспитатель

ФЭМП Занятие «Состав числа 3»

Цель: знакомство детей с составом числа три.

 Задачи:

• Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

•  Повторить цифры от 1 до 9.

• Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.

• Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

• Развивать мышление.

• Воспитывать желание помогать друг другу,  интерес к математическим заданиям.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.  Набора карточек с цифрами от 0 до 9 (двух цветов), 3 желтых и 3 темно-желтых круга, картинки с изображением мальчика Павлика, девочки Жени. Квадрат, сделанный из счетных палочек, картинка с изображением лисы, составленной из многоугольников, модель «Времена года».

Раздаточный материал. Счетные палочки (по 4 шт. для каждого ребенка), 3 желтых и 3 красных круга (для каждого ребенка), конверты с геометрическими фигурами.

Ход работы.

 

1.Организационный момент.

Постановка задачи для детей. Сегодня мы с вами узнаем,  как составить числи три из меньших чисел или по другому состав числа три.

2 часть. Игровое упражнение «Составь число».

«К нам из города приехала двоюродная сестра Инна и мы решили пойти за грибами?»

- Из  какого произведения отрывок? (В. Катаев «Грибы»)

- Теперь приставьте Женя и Павлик еще раз пошли за грибами вдвоем.

- Женя нашла 3 гриба- лисички (Выложить 3 гриба )

- Сколько всего грибов?

- Какого они цвета?

- А как вы составите число три? (один, один и еще один)

- Женя положила в корзину грибы (поменять один гриб с желтого на оранжевый).

- Сколько у Жени грибов в корзине? (3)

- Сколько желтых грибов? (2)

- Сколько оранжевых лисичек? (1)

- Как у Жени получилось три гриба?

Под грибами выложить цифры (2 и 1)

Павлик тоже нашел грибы, одна желтая лисичка и две оранжевые лисички.

- Сколько грибов у Павлика?

- Какого цвета?

Одна желтая лисичка, две оранжевые лисички,

- Как у Павлика получилось три лисички? ( Одна желтая и две оранжевые).

Дети выкладывают цифры 1 и 2.

Женя утверждает, что 2 и 1будет 3 и 1и2 будет 3. Права ли Женя?

 (Дети высказывают свои предположения.)

 3 часть. Игровое упражнение «Поможем разделить три монеты».

Воспитатель дает детям задание: «Составьте число три с помощью желтых и красных кругов: расположите круги одного цвета слева, а другого – справа».

После выполнения задания воспитатель уточняет у детей, как они составили число 3 (2 и 1, 1 и 2).

Затем воспитатель предлагает детям разделить 3 гриба между Женей и Павликом поровну. Воспитатель выслушивает ответы детей и делает вывод: «Нельзя разделить три гриба поровну, так как число три состоит из чисел два и один или один и два».

4  часть. Подвижная игра «Быстрее соберись?».

Каждый ребенок берет по одной карточке с цифрой от 0 до 9.

Дети выполняют разнообразные движения под музыку. С окончанием музыки дети строятся по порядку (от 0 до 9). Воспитатель проверяет правильность построения детей.

Затем дети меняются карточками и игра повторяется 2–3 раза.

В конце игры воспитатель предлагает каждому звену обозначить количество игроков с помощью цифры. Воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие цифры они использовали для обозначения числа 10 и с какой стороны от единицы расположен 0.

5 часть. Дидактическая игра «Танграм».

У детей 4 счетных палочки. Воспитатель предлагает детям сравнить палочки по длине и соединить их. Затем уточняет: «Какая фигура у вас получилась? (Квадрат.) Что есть у квадрата?(Стороны и углы.) Сколько сторон у квадрата? Сколько углов?»

Воспитатель показывает такую же модель квадрата и объясняет (одновременно показывая), что точка соединения сторон квадрата называется вершиной. Воспитатель просит детей показать и сосчитать вершины у квадратов.

«Как еще можно назвать квадрат? – уточняет воспитатель. – Правильно, многоугольник (четырехугольник)».

Воспитатель предлагает детям достать из конвертов фигуры для игры «Танграм» и спрашивает: «Как называются фигуры? Как еще их можно назвать одним словом? Что есть у этих фигур? (Стороны, углы, вершины.)А теперь давайте соберем из геометрических фигур лису Алису. (Показывает образец.) Из каких многоугольников вы составили лису?»

6 часть. Игровое упражнение «Времена года».

Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтый цвета. Желтая часть разделена еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый цвета.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет и их названия.)

Покажите на модели осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь три части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку».(Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Воспитатель показывает месяцы на модели.

7 Итог.

- Что нового мы сегодня узнали?

- В какие игры мы сыграли?

- Что вам понравилось больше всего?

Литература

И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических преставлений Подготовительная к школе группа  с. 44

Интернет – ресурсы

29 августа 2020 в 09:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.